Сборные перевозки

Сборные перевозки — это перевозки мелкогабаритных грузов различных заказчиков в одном направлении на одном транспортном средстве. Сборные перевозки позволяют уменьшить стоимость доставки мелкогабаритных грузов и не выгодны при перевозке крупно- и среднегабаритных грузов, так как фирмы, осуществляющие сборные перевозки, имеют тариф выше, чем другие транспортные фирмы. В этом случае необходимо попробовать осуществить попутные перевозки. Сборный груз — тип груза для перевозки сборными партиями, которые комплектуются за счет штучных единиц и тарных объемов.


Создание сборного груза

Ключевым звеном в цепочке перевозки сборных грузов является консолидация мелких партий нескольких отправителей на специальном складе ТЭК (транспортно-экспедиционная компания). Консолидационный (консолидированный) склад служит отправной точкой для регулярной перевозки сборных грузов по заданному маршруту. Время доставки груза в этом случае колеблется в зависимости от срока комплектации партии, маршрута следования транспорта и других факторов. В большинстве случаев сборные грузы перевозятся автомобильным транспортом. Однако сегодня также часто практикуются международные перевозки консолидированных партий грузов при помощи железнодорожного, водного и авиационного транспорта.


Таможенное оформление

Международные перевозки грузов предполагают прохождение обязательных таможенных процедур и уплату соответствующих сборов в соответствие с таможенными кодами ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Так как сборные грузы состоят из мелких партий разнообразного товара, принадлежащих различным получателям, таможенное оформление всего отправления целиком невозможно. Каждый из грузов может иметь различный код ТН ВЭД, соответственно тарифы для таможенной очистки для них будут разными. В силу этих причин, обычно услуги таможенного оформления от компаний-перевозчиков и таможенных брокеров сводятся к заполнению необходимых документов, определению кода ТН ВЭД, содействию максимально быстрому прохождению таможенных процедур и другим действиям, упрощающим взаимодействие с таможенными органами.


Преимущества

Основные преимущества, характерные для сборных перевозок — это экономичность и удобство перевозок в таком формате. Существенная экономия достигается за счет эффективного использования грузового пространства. В этом случае достаточно доступными могут быть даже авиаперевозки, которые в целом отличаются высокой ценой. Обычно перевозка сборных грузов производится в формате «от двери к двери», поэтому удобство данного вида транспортировки также неоспоримо.



Мультимодальная перевозка

Мультимодальная перевозка — транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта (например: железной дорогой, морем и автодорогой и т. д.). Перевозчик при этом не должен обладать всеми видами транспорта и в практике это чрезвычайно редкое явление. Такая перевозка часто осуществляется суб-перевозчиками (в морском праве называемыми действительными перевозчиками). Перевозчик, ответственный за всю перевозку, называется мультимодальным транспортным оператором (МТО).


Стивидорные работы

Стивидорные работы – работы связанные с погрузкой укладкой и выгрузкой груза на суда. Успешное выполнение этих операций требует больших и специальных знаний. Надлежащее размещение и укладка грузов имеют первостепенное значение для безопасности и мореходности судна, а также для обеспечения доставки грузов в порты назначения в исправном виде и в хорошем состоянии. При морских перевозках расходы, связанные с погрузо-разгрузочными работами. К ним относятся расходы по погрузке/выгрузке, по укладке, обмеру, счету груза и т.п. В стивидорные расходы входит также причальный сбор. В рейсовом чартере стивидорные работы оплачиваются судовладельцем, в тайм-чартере - фрахтователем.


Инкотермс

Инкотермс - (англ. Incoterms, International commercial terms) — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего, относительно франко (англ. free — «очистки») — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе, в частности, используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном Международной торговой палатой. Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.


Основные принципы регулирования Инкотермс

  • распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие, начиная с какого момента, — покупатель.
  • момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
  • дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации — и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.

За рамками Инкотермс остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией. Структура терминов сформирована в последовательности нарастания объёма обязанностей продавца в отношении базисных условий поставки.


Содержание

Одно из ключевых условий применения Инкотермс: регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, желательно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара. Каждый определяемый термин является трёхбуквенной аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю.


DDP (англ. delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех таможенных пошлин и рисков.


Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:

  1. FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
  2. FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.
  3. CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.
  4. CIF (Cost, Insurance and Freight): то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец

Содержание Инкотермс в различных редакциях изменяется, так, в Инкотермс-2010 в сравнении с Инкотермс-2000 термин DAP введён взамен исключённых DAF (delivered at frontier, доставка к границе), DES (delivered ex ship, доставка на борту судна в порту назначения) и DDU (delivered, duty unpaid, доставка в указанное место без растаможки), а вместо DEQ (англ. delivered ex quey, доставка в порт) введён более общий термин DAT.